Меню сайта
Архив записей
Опрос
Главная » 2018 » Сентябрь » 4 » Статья педагога дополнительного образования Хахиной Ольги Владимировны
10:54
Статья педагога дополнительного образования Хахиной Ольги Владимировны

МБУ ДО «Центр детского творчества» г. Щекино Тульской области

«Полет от радости творчества!»

Очень часто работа с детьми ограничивается стенами изостудии. В нашем Центре детского творчества мы пришли к выводу: необходимо найти отдушину для свободного творчества детей. Ею стал пленэр.

Пленэр (от фр. en plain air - «на открытом воздухе») - это живописная техника изображения объектов на открытом воздухе при естественном свете.

Художники собирают свои кисти, карандаши, краски, маркеры, скетчбуки, холсты и выходят на свежий воздух, чтобы сотворить шедевр! Там они не бездумно копируют увиденное, а осуществляют исследовательскую деятельность, внимательно изучают окружающий мир, подмечая самые тонкие изменения в нем. Контакт с миром живой природы является для них источником творческих сил. Их живопись полна жизни, стремительна и легка. Они не стремятся к точному воспроизведению, а ограничиваются общим восприятием.

О пользе рисования с натуры для детей можно говорить бесконечно: повышается интерес к изображению реального мира, к многообразию его форм и образов. Пленэр позволяет развить эмоциональность, отзывчивость, умение выразить свои впечатления. В процессе активного участия в творческой деятельности на природе происходит накопление эстетического опыта. Непосредственное созерцание объектов окружающего мира, их дальнейшая трансформация и воплощение в художественных образах позволяет формировать у юных художников те нравственные качества, которые так необходимы современному человеку: чувство сопричастности к культуре своего народа, любовь к родному краю, в котором родился и живешь, в конечном итоге гражданственность и патриотизм. Творчество на открытом воздухе - это одна из лучших форм работы для развития способностей детей активно воспринимать окружающую действительность и внимательно вслушиваться в разные её особенности. Такая деятельность позволяет знакомить детей с более сложными формами искусства по сравнению с той, которую они исполняют сами. Помогает пленэр вхождению детей в мир народных традиций, он гармонично вводит их в тайны творчества своего народа, является источником для знакомства с творчеством народных художников, архитекторов и композиторов, с образным миром их произведений.

К сожалению, пленэр современными педагогами используется не так часто. Немногие применяют его для организации своих занятий. Такая форма достаточно неудобна, требует определенных усилий, тщательной подготовки и правильной организации. За годы своей педагогической деятельности я неоднократно убеждалась в необходимости для юных художников работы на природе.

Ежегодный пленэр для детей, занимающихся в изостудии «Жар-птица» – настоящий праздник! Необычному занятию я придаю эмоциональную насыщенность, стараюсь сделать его запоминающимся и увлекательным. Работа начинается с изучения элементов пейзажа, строится по принципу «От простого к сложному». После знакомства с новым материалом юные художники приступают к самостоятельной работе над набросками, зарисовками и этюдами. В ходе творчества на открытом воздухе, под воздействием солнечного света и окружающей атмосферы у детей появляется возможность в новой обстановке применить знания, полученные на занятиях в стенах изостудии. Я отслеживаю выполнение задания и степень усвоения новой темы каждым ребенком в группе, делаю общие и индивидуальные замечания по работам детей, помогаю исправить ошибки, корректирую те или иные аспекты композиционных решений словесными указаниями. В конце практической работы вместе с детьми мы подводим итоги, проводим анализ и обсуждение работ, оформляем импровизированную выставку прямо на улице, в ходе которой каждый юный художник рассказывает о своей работе, придумав ей оригинальное название.

Выход на пленэр для моих воспитанников - это возможность приятно провести время наедине с природой, возможность отдохнуть, приобрести новых друзей и попробовать выразить на бумаге свои впечатления об окружающем пейзаже. Главное - ощутить полет от радости творчества! Незабываемые впечатления для юных художников гарантированы в ходе интересных поездок в очень красивое и уникальное место – усадьбу Тургенева Спасское-Лутовиново! Как много эмоций и размышлений в детских сердцах вызывают дом-музей, мастерская художника «Аббатство», хозяйственные постройки, усадебный парк, сад, окружающие территорию усадьбы Поленово, луга, леса, сельскохозяйственные угодья! Мои воспитанники ежегодно вновь открывают для себя удивительное место Тульского края - усадьбу Ясная Поляна, которая для многих из них является одним из красивейших и живописнейших мест в нашей области. Усадьба Ясная Поляна - это место, обладающее исторической и культурной ценностью, впитавшее в себя всевозможные русские традиции. В этом месте родился Л. Н. Толстой, здесь он жил и творил.

Я убеждена, что для юных художников приобретаемые навыки пленэрной живописи в будущем станут хорошей школой для дальнейшего развития их творческих способностей, а пленэрные работы, созданные в момент соприкосновения с природой, светом и воздухом, - бесценным рабочим материалом для выполнения последующих композиций. Возможно, они не станут в будущем деятелями искусства, но соприкосновение с миром прекрасного непременно обогатит их духовный и нравственный мир, позволит раскрыться, научит восхищаться красотой и величием природы, откроет неведомые стороны богатейшего мира творчества, принесёт радость, здоровье и наслаждение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Календарь
«  Сентябрь 2018  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
Госуслуги
Сетевичок
Спутник
Против коррупции

2020 © Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования "Центр детского творчества"