Праздничные проводы русской зимы с народными гуляниями, песнопениями и сжиганием соломенного чучела традиционно попадают на последний день масленичной недели. В этом году Масленицу мы будем отмечать 14 марта. Но нетерпеливая весна, постучавшая в окно яркими солнечными лучами и звонкой капелью, вдохновила провести праздник прощания с календарной зимой в комнате школьника «Маяк» уже в первые мартовские деньки.
На итоговом занятии тематического блока «Снежная сказка» ребята из объединения «Фантазёры» вместе со своим педагогом Оксаной Николаевной Морозовой вспомнили все сезонные признаки зимы и обсудили творческие работы, выполненные за этот период из различных материалов (бумаги, ваты, синельной проволоки, одноразовой посуды и др.) с использованием разных, чаще смешанных, техник рисования и аппликации. Зимняя, в том числе и новогодняя, тематика дала большой простор для художественно-эстетического, познавательного и речевого развития дошкольников.
Еще до зимних каникул воспитанники «Маяка» воодушевленно готовясь к новогодним праздникам, создавали самодельные ёлочные украшения – как для дома, так и для комнаты школьника. А с каникул ребята вернулись отдохнувшими, с массой впечатлений и добросовестно выполненным творческим домашним заданием – украшенными аппликациями ёлочек из гофрированной бумаги – оригинальными, непохожими одна на другую, многие украшения на которых свидетельствовали о том, что ревизия в маминых шкатулках с бижутерией прошла успешно!
Зима предоставила отличный повод для расширения представления детей о зимних природных явлениях и развития их исследовательских навыков. На занятиях маленькие фантазёры опытным путём изучали физические свойства снега и льда и делали первые самостоятельные научные выводы: снег и лёд – это замёрзшая вода, в тепле они тают и опять превращаются в воду.
Уходящая зима показала нам в этом году свой крутой характер. Были и аномальные морозы, и холодные ветра, и снежные суровые метели, и мощные снегопады. С другой стороны, по-настоящему зимняя погода с чистым белым снегом и морозом дала возможность ребятишкам вдоволь насладиться зимними прогулками и забавами – покататься на коньках, на санках, поиграть в снежки, слепить снеговиков. А ведь это не только прекрасный способ развлечения на свежем воздухе, но и замечательная возможность для укрепления здоровья. Именно теме зимних игр и забав был посвящен целый блок творческих занятий в объединении «Фантазёры», направленный на расширение представлений детей о зимних видах спорта и их пользе для здоровья, о спортивном инвентаре, в частности – о коньках и коньковых видах спорта.
Сотни людей по всему миру любят кататься на коньках, однако мало кто знает, что идея скользить по льду пришла людям ещё тысячи лет назад. И первые приспособления для этого делались из кости животного и крепились к ногам с помощью кожаных жгутов. А катались на них как на лыжах – отталкиваясь при помощи деревянных палок. Педагог Оксана Морозова познакомила ребятишек с историей появления и развития коньков, с основными коньковыми видами спорта и разными типами коньков – фигурными, хоккейными и конькобежными (или беговыми). А потом воспитанники «Фантазёров» изготовили игрушки-подвески в виде пары фигурных коньков из цветного картона, металлизированной бумаги и синельной проволоки. При изготовлении поделки ребята отрабатывали навыки работы с трафаретами, ножницами, клеем; закрепляли изученные ранее приемы работы с бумагой (складывание, симметричное вырезание); развивали мелкую моторику рук, глазомер, аккуратность, способность действовать согласно алгоритму. Коньки получились разноцветными, яркими и абсолютно разными – кто-то использовал для их декорирования бумажную аппликацию в виде звездочек, кто-то расписал ботинки коньков узорами и снежинками. Одним из основных элементов декора стали разноцветные шнурки, которые ребятишки учились самостоятельно шнуровать и завязывать. А настоящим открытием для маленьких фантазеров стал дырокол, с помощью которого в ботинках делались дырочки для шнуровки. Он занял внимание и ручки детей на добрую половину занятия, и абсолютно каждый из них посчитал это чудо техники просто жизненно необходимым для своего дальнейшего творчества!
В рамках изучения темы зимних игр и забав ребята успели изготовить подвижную игрушку-Снеговика, которая принесла им очень много ярких положительных эмоций как в процессе работы, так и по его завершению; а так же «вылепить» мягкие снежки из ваты, раскрасить иллюстрации по изучаемой теме, собрать разрезные картинки и украсить ими Уголок зимних забав, проявить свои актёрские способности в пластических этюдах «Зимние забавы», поиграть в различные развивающие дидактические игры.
Еще одной яркой и запоминающейся работой зимнего блока стала поделка «На катке», выполненная в смешанных техниках рисования и аппликации на основании из бумажной тарелки. За несколько занятий ребята сумели воссоздать настоящее подобие ледового катка, в несколько этапов покрывая поверхность тарелки разными материалами: штрихами восковых мелков, акварелью, сухими блёстками, завитками из сахара, имитирующими следы от коньков, а периметр «катка» украсили поблёскивающим «снежным» бортиком из ваты. Главными героями поделки стали спортсмены – девочки-фигуристки и мальчики-хоккеисты, вырезанные из плотной бумаги и закрепленные в центре тарелок. Все работы получились яркими, фактурными и очень впечатляющими! А финальным штрихом стал сюрприз от педагога объединения, которая предложила своим воспитанникам на лица готовых спортсменов приклеить их собственные фотографии. Именно так, с помощью декоративно-прикладного творчества и различных игровых моментов, по мнению Оксаны Морозовой, можно и нужно воспитывать у дошколят интерес к спорту.
На итоговых занятиях, посвященных проводам календарной зимы, ребята играли в дидактическую игру «Зима – хорошо/ зима – плохо», которая позволила им закрепить полученные знания о сезонных признаках и сделать вывод о том, что зима по-разному влияет на состояние природы, жизнь птиц, зверей, людей. Есть в ней и много минусов – холода, метели, гололёд, снежные заносы, редкое и холодное солнышко, частые простуды. Но и плюсов у зимы более чем достаточно – это и красивые, почти сказочные виды природы, узоры на окнах, деревья в серебристом инее; и большое количество развлечений на свежем воздухе, и, конечно же, праздники – Новый год, Рождество, День Святого Валентина, День защитника Отечества.
Празднованию последнего в «Маяке» было уделено особое внимание в рамках патриотического воспитания подрастающего поколения. Ребята познакомились с понятиями «Отечество», «Родина», расширили представление о российской армии, основных родах войск и военных профессиях, выполнили творческие задания по изготовлению мужских открыток в виде рубашки с галстуком в технике объемной аппликации. И, конечно же, не обошлось без поздравления будущих защитников с подарками и сюрпризами от девочек-одногруппниц и педагога – большим фото-коллажем с изображением всех мальчиков объединения в форме военных разных родов войск и именными галстуками с их фотографиями.
Зима в «Фантазёрах» в этом году выдалась очень насыщенной на события и продуктивной в творческом плане. По окончании итогового занятия, посвященного проводам календарной зимы, все воспитанники объединения получили заслуженные именные медали «За старание и успехи» в творческих работах по зимней и новогодней тематике. Но больше всего маленькие фантазёры ждали чествования зимних именинников с вручением корон, а их в этом году оказалось вдвое больше осенних, - целых 19 человек! Завершили занятия по традиции уже полюбившиеся всеми детьми итоговые фотосессии с медалями и коронами.
До свидания, зима, до свидания!
В декабре тебя снова ждём.
Ты помашешь нам на прощание
И умчишься с первым ручьём.
Как бы ни продолжала Зима демонстрировать нам свой нрав, – власть её не может быть вечной. Незаметно подкрадется красавица Весна, и её теплое дыхание разбудит природу. |