«Осень достала краски, Ей много покрасить нужно: Листья – желтым и красным, Серым – небо и лужи». С этого стихотворения для воспитанников объединения «Фантазёры» комнаты школьника «Маяк» «Центра детского творчества» начался очередной блок развивающих творческих занятий под общим названием «Время года – осень». Осенняя тематика дает огромный простор для развития творческого воображения, ведь не зря именно осень во всех ее проявлениях остается излюбленным объектом вдохновения многих поэтов и художников.
Выполнение каждого творческого задания этого блока педагог Оксана Морозова неизменно предваряет различными тематическими материалами (иллюстрациями, беседами, стихами, загадками, развивающими играми), направленными на познавательное и речевое развитие дошкольников, в данном случае – через расширение их представлений об осени, как времени года, о происходящих сезонных изменениях в природе. Подобные развивающие мероприятия всегда находят живой эмоциональный отклик у ребят. Они активно участвуют в дискуссиях, с радостью включаются в игры и упражнения на заданную тематику.
Один основных признаков осени, рассмотренных с детьми на первом занятии, – изменение окраски листьев на деревьях и кустарниках, и, как следствие, всей цветовой палитры вокруг, – был воплощен старшими дошкольниками объединения в аппликации «Осеннее дерево», выполненной в технике плоскостного торцевания бумажными салфетками. Работа была необычной, сложной, затянувшейся на несколько занятий, очень кропотливой, требующей большой аккуратности и усидчивости. Но результаты превзошли все ожидания! Объёмные деревья, исполненные в осенней цветовой гамме, потрясли и родителей, и самих творцов, оторвавших взгляды от деревянной шпажки для торцевания и оглядевших свои шедевры в полном объеме. А их обрамление в картонные паспарту придали работам вид серьезных законченных произведений искусства. Гордые творцы с радостью демонстрировали их для фотографий.
Ребятам из младших возрастных групп педагог Оксана Морозова также предложила использовать краски осени при изображении осеннего дерева, но уже в другой технике, а именно – нетрадиционной технике рисования ватными палочками – одного из видов пуантилизма (точечного рисования). Малыши не менее воодушевленно создавали свои осенние шедевры, совершенствуя навыки работы с гуашью, умение смешивать краски и получать различные оттенки цвета, развивая при этом мелкую моторику рук, аккуратность и усидчивость, художественный вкус. Стоит отметить, что работы, выполненные в этой технике, ничуть не уступали в оригинальности объемным аппликациям старших воспитанников объединения.
Следующей большой и серьезной работой осеннего блока стала «Ветка осенней рябины», выполненная в технике пластилинографии (или барельефа из пластилина), принцип которой
заключается в создании лепной картины с изображением полуобъемных предметов на горизонтальной поверхности с помощью стека или пальцев. Работу с пластилином с нетерпением ждали все воспитанники объединения «Фантазёры». Дети вдохновенно лепили на картонной основе яркие красные ягоды, созревающие к концу осени и являющиеся излюбленным лакомством снегирей, совершенствуя при этом навыки работы с пластилином, развивая мелкую моторику рук, аккуратность, образное восприятие, воображение, чувство цвета. Особенно понравилось юным скульпторам предложение педагога смешать несколько цветов пластилина (желтого, зеленого и оранжевого) для придания листьям рябины более достоверной осенней окраски. Детские работы получились в итоге очень яркими, теплыми и реалистичными.
Безусловно, охватить все многообразие сезонных изменений осени в творческих работах воспитанников невозможно. Но то, что после каникул в объединении «Фантазеры» комнаты школьника «Маяк» уже планируются очередные осенние шедевры – это факт. Впереди – освоение еще одной нетрадиционной техники рисования, которая называется «печать» или «отпечаток листьями», или иначе еще – «штампинг» (от слова «штамп»). Именно для реализации этих творческих планов педагог Оксана Морозова мотивировала родителей своих воспитанников совершить на каникулах совместную целевую прогулку с детьми в лес или парк, понаблюдать там за сезонными изменениями и набрать осенних листьев уже изученных пород деревьев, закрепив тем самым знания об их форме. А ещё – просто подышать свежим воздухом, полюбоваться красотой окружающего мира, разнообразием его красок, запечатлеть своих детей на фоне осенних пейзажей. Ценность и важность подобных мероприятий неоспорима, поскольку они не только способствуют обогащению семейного досуга, но и объединяют детей и взрослых в общих делах. |